Шаг 1. Выяснить потребности своей целевой аудитории.
То, какие люди будут посещать ваш веб-сайт и взаимодействовать с ним, является важным фактором для дизайнера при проектировании. Поняв их мотивы, цели, привычки, ожидания, предположения, вы сможете создать успешный сайт. По сути, надо определить кто будет заходить на ваш сайт и что, предположительно, ему там может понадобиться.
Допустим, у вас ресторан. Что должно быть на сайте ресторана? Давайте придумаем несколько виртуальных личностей и опишем их возможные потребности.
- Иван Иванович хочет отметить серебряную свадьбу.
- Василий хочет пригласить девушку на ужин и ищет романтическое место.
- Мария ждет гостей и хочет заказать доставку еды к себе домой.
Пока достаточно, теперь прикинем, что эти люди могут искать на сайте.
Иван Иванович
- Скорее всего ему понравится простой и аккуратный дизайн главной страницы без чрезмерного обилия ярких элементов. При этом, он не должен выглядеть дешево.
- Ему будет удобно перейти к информации о возможности проведения различных мероприятий прямо с главной страницы. Для этого мы можем предусмотреть специальный баннер про "Мероприятия", чтобы не заставлять его рыскать в меню.
- Не лишней будет информация о возможностях рассадки большого количества гостей.
- Он обязательно захочет посмотреть на фотографии залов. Оценить интерьер и сервировку столов.
- Обязательно захочет изучить меню и цены.
- Потребуется телефон, чтобы сделать заказ.
- Карта проезда и информация о парковке тоже не будут лишними.
Василий
- Ему обязательно потребуется оценить атмосферу места. Для этого нужны фотографии зала и интерьера хорошего качества.
- Захочет изучить меню и цены.
- Потребуется телефон, чтобы забронировать столик.
- Карта проезда и адрес.
Мария
- Возможно, Мария захотела перед заказом поближе познакомиться с заведением и пришла на сайт прямо со странички сервиса доставки - посмотреть что за ресторан, получить информацию о поваре... Наш сайт должен убедить ее, что она сделала правильный выбор - хорошие фото, история ресторана, информация о персонале, наши поводы для гордости, чем отличаемся от других.
- Если же наш сайт явился отправной точкой, то для желающих заказать еду с доставкой на дом, на главной странице должны присутствовать баннеры с переходом в соответствующие сервисы.
- Используемыми сервисами могут быть Delivery Club и "Яндекс еда".
- Телефон, возможно потребуется уточнить время доставки или выяснить где курьер...
Как видите, начав раскладывать потребности людей по полочкам, у нас уже потихоньку начинает вырисовываться структура будущего сайта. Никто, ни один даже самый профессиональный дизайнер, не может знать потребности ваших клиентов лучше, чем вы сами. Поэтому, поделиться этой информацией лучше еще до старта работ по проекту.
Шаг 2. Провести небольшой сравнительный анализ.
Вряд ли вы занимаетесь чем-то совершенно уникальным и скорее всего в области вашей деятельности присутствует значительное число компаний или личностей, которые занимаются приблизительно тем же самым. Чтобы обрести окончательное понимание о том, какой сайт вам нужен, мы предлагаем вам пройтись по сайтам конкурентов и сайтам со схожей тематикой.
Имея представление о потребностях вашей целевой аудитории вы сможете взглянуть на сайты конкурентов под другим углом и оценить их работу с точки зрения функциональности и удобства, а не только исходя из собственных вкусовых предпочтений. Отберите 5-7 наиболее понравившихся сайтов, как по функционалу, так и по оформлению и выпишите свои мысли по их поводу. Например:
Сайт А.
Понравилась цветовая гамма и расположение элементов на главной странице. Не понравилось оформление ресторанного меню в виде обычного изображения и качество представленных в галерее фотографий. Телефон присутствует только в разделе "Контакты", а лучше бы он был на каждой странице.
Сайт Б.
Понравилось видео, которое использовали в качестве фона для верхней части главной страницы. Понравилось оформление навигационного меню со встроенными специальными предложениями. Отличное решение - панорамные фотографии интерьеров в галерее. Сайт выглядит очень современно, но несколько раздражает обилие ярких элементов на каждой странице.
И так далее... Согласитесь, что имея такие подробные комментарии от закачика, дизайнеру будет значительно проще нарисовать вам именно то, что вы от него хотите. А не тратить кучу собственных и ваших нервов, пытаясь уже в процессе работы интуитивно нащупать тот результат, который вас устроит. Когда вы сами точно знаете чего хотите, результат обычно оправдывает ожидания.
Шаг 3. Формулирование требований, описание структуры и сбор материалов.
Если у вас есть какие-нибудь жесткие требования, то их обязательно нужно сформулировать в виде краткого списка и передать разработчику. Например, требования могут быть:
- обязательное соответствие фирменному стилю
- обязательное присутствие версии для слабовидящих
- обязательное присутствие версии сайта на китайском языке
- обязательное присутствие такого же баннера, как на главной странице сайта компании Х
И так далее... Иначе, возвращаться и переделывать дизайн будет довольно долго и дорого.
Желательно составить список страниц сайта, его дерево. Т.е. например, на сайте будут страницы:
- Главная
- О компании
- Каталог товаров
- Категория товаров (ориентировочно 8)
- Товар (всего около 200 наименований)
- Категория товаров (ориентировочно 8)
- Новости
- Услуги
- Контактная информация
Если вы печатали ранее какие-нибудь буклеты, флаеры, изготавливали сувенирную продукцию, давали рекламу в газете - принесите дизайнеру все возможные образцы вашей рекламной деятельности. В этом случае, ваш сайт будет выполнен в той же стилистике, что и другие ваши материалы и ваш образ, как компании, в глазах клиента будет целостным.
Соберите все возможные фотографии, схемы, диаграмы, презентации, файлы с элементами фирменного стиля и логотипом и передайте все это богатство дизайнеру. В принципе, заведите себе специальную папку, в которой вы будете хранить все необходимые материалы для вашей маркетинговой деятельности. Возможно стоит сначала пригласить фотографа для создания собственного фотобанка, связанного с деятельностью вашей компании, а уже затем идти в интернет-агентство, ведь у них в штате может и не быть профессионального фотографа.
Подводим итоги.
В процессе подготовки к обращению в интернет-агентство у вас должно возникнуть довольно четкое представление того, что вы хотите получить на выходе. А для точной оценки времени и сроков изготовления сайта вы подготовите:
- Краткое описание вашей целевой аудитории и ее потребности
- Краткий сравнительный анализ разных сайтов с вашими комментариями
- Список требований и дерево страниц
Если озвученные агентством стоимость и сроки создания сайта вас устроят, то будьте готовы передать им подготовленные материалы для работы: фотографии, логотип, буклеты и пр.
Даже если у вас, по каким либо причинам, не получается составить эти документы, просто будьте готовы уверенно отвечать на обсуждаемые в этой статье вопросы при личной встрече с разработчиками и все будет в порядке! После обсуждения сайта с разработчиками и подписания договора начинается основной процесс создания сайта.